bogoslujeniya

Виды богослужений

Богослужение условно делится на два вида: общественное и частное.

I. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Общественное Богослужение имеет целью назидание молящихся в истине учения Христова, изображая важнейшие события из писаний, произошедших для нашего спасения. Оно состоит из постоянных церковных служб, совершающихся в определенное время.

Все общественные Богослужения подразделяются на три круга: годовой, недельный и суточный.

1) Годовой круг богослужений
Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти святых, праздникам или постам. Самый большой праздник в году -Пасха. Затем в году есть двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятые. Также есть праздники и в честь великих святых и в честь ангелов. Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По дате празднования праздники делятся на неподвижные, которые из года в год отмечаются в одни и те же числа и подвижные, которые рассчитываются от даты празднования Пасхи.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники — не всегда.

2) Недельный круг богослужений
Недельным, или седмичным, кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении семи дней недели. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию или особо почитаемому святому. Так воскресный день посвящается Воскресению Христову; понедельник — ангелам; вторник — пророкам во главе с Иоанном Крестителем; среда и пятница —воспоминанию страданий Спасителя на Кресте, также в среду вспоминается Божия Матерь; в четверг поминаются святые апостолы и их преемники — святители, из них особенно чтится святой Николай Чудотворец; в субботу поминаются праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе, все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. В субботу также поминаются все умершие.

3) Суточные богослужения
Следуя библейской традиции, церковный день начинается с
вечера. (Библейское повествование о днях творения начинается с вечера: “И был вечер и было утро, день один” (Быт. 1:5). Поэтому первое богослужение церковного дня — это вечерня. Всех богослужений, совершаемых в течение суток, девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (первый, третий, шестой и девятый) и Божественная Литургия.
Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. В ней верующие благодарят Господа за прошедший день и просят милостей Его на предстоящий вечер.
Повечерие — служба, состоящая из ряда молитв перед отходом ко сну, в которых верующие просят у Господа прощения грехов и защиты от козней дьявола во время сна.
Полунощница — служба преимущественно монашеская, совершаемая в полночь, в воспоминание молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Молитвы полунощницы призывают молящихся бодриться и быть всегда готовыми ко дню суда, который придет внезапно, как Жених в полночь (притча о Десяти Девах).
Утреня — служба, совершаемая утром перед восходом солнца. В ней верующие благодарят Бога за прошедшую ночь и просят помощи на наступающий день.
Часы — это совсем короткие богослужения, которые читаются в течение дня; на них отсутствует пение. Первый час соответствует приблизительно нашему седьмому часу утра, поскольку в древности счет времени начинался от восхода солнца. На третьем часе, соответствующем девяти часам утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. На шестом часе (двенадцать дня) — распятие Господа Иисуса Христа. На девятом часе (то есть в три часа после полудня) — смерть Спасителя на Кресте.
Самое важное богослужение — Литургия (иногда называемая просто “обедня”) — совершается до полудня. На Литургии перед духовным взором молящегося проходит земная жизнь Спасителя, в особенности Тайная вечеря, когда Господь Иисус Христос установил таинство Причащения. В этом таинстве совершается чудо — Дух Святой сходит на хлеб и вино и изменяет их сущность: хлеб становится Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой.
Эти богослужения в древних монастырях совершались отдельно одно от другого в положенное для них время. Когда эти богослужения стали совершать в приходских храмах, то для удобства их соединили в две группы: вечернее богослужение и утреннее.
В состав вечернего богослужения вошли вечерня, утреня и первый час, в состав утреннего — третий и шестой час и Литургия. Девятый час, повечерие и полунощница в приходских храмах опускаются.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит «бодрствование».

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

II. ЧАСТНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ (ТРЕБЫ)

Помимо ежедневных церковных служб совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы.  Этот вид Богослужения охватывает таинства, молитвословия и молебные пения на разные случаи. Таковыми могут быть: венчание, крещение,  соборование, покаяние, водоосвящение,  молебны, погребение, отпевание и другие.
(подробнее о требах см. меню «ТРЕБЫ»)

Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *