Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
Сорокоусты
«об упокоении » заказывают для совершения сорокадневной церковной
молитвы за умерших на Литургии, на
молебнах и при чтении псалтыри.
«Сорокоусты, — пишет св. Симеон
Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в
сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший),
восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был
восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать
умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших
времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней
и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола,
пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в
продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем,
помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить
Царство Небесное.
Сорокоуст «Об
упокоении» мы просим
помолиться за усопших родных,
друзей, учителей, благожелателей и всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться
и за умерших — и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род,
за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и
пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить
невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь
говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у
Него все живы» (Лк.20,38).
Мы верим, что наши усопшие родные, а
имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Не подаются
в записках имена некрещенных, сектантов и других вероисповеданий